Отчет о путешествии по Швеции с рюкзаком MEGA DRIVE

Швеция - рай для вело-туризма с комфортом,  поэтому летом 2012 года я вновь выбрал её для путешествия.

Еще в 2010 мы, группой из трёх человек совершили вело-путешествие из Стокгольма на юг, вдоль побережья Балтики, через такие городки как  Седертелье, Турса, Нючёпинг и завершили его в Норчёппинге, вернувшись обратно на поезде. Путешествие в общей сложности заняло у нас 9 дней (включая путь от Петербурга до Хельсинки на автобусе, паром до Стокгольма и такой же путь назад), на велосипедах было пройдено  350км. Это была пробная поездка, многие вещи мы пытались предугадать,  по мере узнавания шведских реалий приходилось на ходу менять маршрут,  была масса курьёзных и комичных ситуаций, но поездка все равно оставила у всех участников самые лучшие впечатления.

В этот раз я решил посетить Упсалу - древнюю резиденцию шведских королей, еще со времен династии Васа, однако расстояние от Стокгольма до Упсалы слишком мало  и общим решением поездка дополнилась маршрутом вокруг озера Меларен, которое простирается от Стокгольма далеко на запад.  Ориентировочно маршрут должен был занять 550км.

Конечно в Швеции по дорогам передвигаться на велосипеде гораздо безопаснее чем в России да и водители не в пример культурнее, но хотелось ехать вдали от машин, поэтому мы строили маршрут пользуясь сайтом bikemap.net, где можно настроить опции таким образом, чтобы отобразились шведские национальные и туристические веломаршруты. Обычно эти пути проложены по специальным велодорожками, периферийным асфальтированым или грунтовым дорогам и снабжены специальными указателями.

Так же как и в первую поездку решили ехать от кемпинга к кемпингу, тем более что они как правило расположены на расстоянии дневного переезда по веломаршруту. Такой способ путешествия очень комфортен, т.к. каждый вечер есть возможность воспользоваться туалетом, кухней, постирать вещи, принять душ. Ориентироваться по расположению кемпингов можно на сайте thecampingmap.com, впрочем информация на нем не всегда доставерна.

В этот раз желающих ехать набралось включая меня - 4 человека. Формат путешествия вчетвером наиболее экономичен - это и делящаяся на 4 плата за палатку в кемпинге, и 4рех местная каюта на пароме и многое другое. Билеты на автобус и паром были взяты заранее, обратные билеты брать не стали, т.к. хотелось оставить возможность менять программу поездки.

***

И вот этот день настал. Погрузив собранные заранее рюкзаки на велосипеды мы отправились на площадь Восстания где погрузились на ночной автобус до Хельсинки.    

Хочется отдельно сказать что это было не просто путешествие, но путешествие-испытание, не за долго до отправления я обзавёлся новым снаряжением, которое как раз хотел испытать в поездке. Был куплен и установлен новый велосипедный руль-бабочка, куплен заспинный велорюкзак Raptor 6 от Osprey, велорюкзак Mega Drive от "Снаряжения" устанавливаемый на багажник, а так же велосумки крепящиеся слева и справа на вилку переднего колеса, так же это была первая поездка в которой я пользовался велошортами с "памперсом".

День 1(воскресенье)

В 9 утра, по приезду оперативно выгрузились из автобуса, поставили передние колёса, закинули рюкзаки на багажники. В воскресенье в Финляндии не работает большинство магазинов, а кафе открываются поздно, поэтому, подыскав живописное местечко мы перекусили взятыми с собой бутербродами.

 

После короткого совещания было решено не осматривать Хельсинки, давно знакомый всем участникам, а поехать в парк и доспать то что было не доспано. Приковав велосипеды и улегшись в спальниках на расстеленные на газоне пенки  в укромном уголке парка (да, у них это не возбраняется и вообще принято) наша экспедиция дремала до полудня. Выспавшись мы совершили вело-прогулку по центральным районам Хельсинки и отправились регистрироваться на терминал паромной компании Viking Line, где вкусили всю прелесть бытия велосипедистов - пока водители парились в салонах ожидая разрешения на въезд на паром нас пропустили сразу и указали место, где мы можем прикрепить велосипеды.


День 2 (понедельник)

Позавтракав в 8:00 на пароме и насладившись видом бесчисленных островов, отделяющих Стокгольм от волн Балтики, выгружаемся на берег. Оказалось что с нами на пароме переправлялось еще несколько финских вело-туристов. Заранее было принято решение город смотреть на обратном пути, таким образом не мешкая отправляемся в Tourist Info. Не смотря на то, что у нас был  GPS с картой Европы, бумажная карта Швеции и карта Стокгольма не лишним показалось познакомиться с тем, что нам может предоставить служба туристической информации.

Получив в Tourist Info карту велодорожек Стокгольма, а так же рекламную брошюрку "Замки озера Меларен" с прилагающейся картой мы немедленно выезжаем.  

Значимые веломаршруты в Швеции обозначены дорожными знаками на всей протяженности, это очень удобно, особенно если понять логику их размещения. Нордическая логика долго не давалась нам и поэтому, петляя по аккуратным пригородам Стокгольма мы то выезжали на намеченный маршрут то теряли его.

Прокатившись по паркам и осмотрев замок Густава IV Адольфа Ulriksdals slott мы наконец выехали в сельскую местность и сразу уверенно встали на маршрут Sverigeleden, что подтвердили регулярно встречающиеся знаки.

2

Как и предполагалось, веломаршрут вёл нас по асфальтовым или плотным и ровным грунтовым дорожкам, которые петляли по полям, лесам и поселкам таким образом, чтобы путешественник максимально насладился окружающими красотами. Удивительно, но за первый же день в пути я получил 2 прокола, хотя не проезжал по стеклу которое можно было заметить. Два мелких осколка прозрачного стекла были извлечены из покрышки, камеру залатывал заплатками.

К вечеру мы подъехали к местечку Knivsta, где у нас был обозначен кемпинг.

К сожалению кемпинга там не оказалось, вместо него на знаках обозначалось место для купания. Впрочем зеленая лужайка и мостки для купающихся были настолько гостеприимны что мы особо не расстроились, поставили палатку и искупались, пока на горелке готовился ужин. Вообще в таких поездках газовая горелка незаменима, я пользуюсь моделью moonwalker от Kovea, т.к. она достаточно устойчива и позволяет легко и быстро готовить еду на 2х и даже 4ех человек.  

Велошорты с "памперсом" показали себя отлично, всю дорогу они исправно смягчали ухабы, и в отличии от предыдущего опыта я не чувствовал что натёр себе хоть что-то седлом. За этот день мы прошли почти 100км, для некоторых участников путешествия это была большая цифра.

 

День 3 (вторник)

            В прошлый день мы не доехали до Упсалы каких-то 20 километров, поэтому, проснувшись, мы не мешкая собрались и двинулись дальше в дорогу. Багажный велорюкзак Mega Drive что в прошлый день, когда я чинил проколы, что теперь, радовал простотой упаковки в него вещей, а так же быстротой и лёгкостью установки. Крепящиеся к вилке карманы Delta я нагрузил тяжелыми но компактными вещами типа газовых баллонов к горелке и ремнабора для велосипедов. Такое перераспределение веса с багажника на вилку сразу дало ощутимый результат, велосипед перестал пытаться встать "на дыбы" на ухабах и подьемах, да и заднее колесо заметно разгрузилось.

            После непродолжительного пути мы въехали в пригород Упсалы, где нам встретилась IKEA. Общим советом было принято решение, что поесть в шведской Икее - равноценно приобщению к самой сермяге шведской культуры. Так мы и поступили.

            Уппсала как и многие другие города состоит из исторического центра и новой застройки на переферии. В историческом центре практически полностью перекрыто движение автотранспарта, а по тенистым улочкам проложены целые веломагистрали. Особенно интересно обилие зданий 16-17того веков, а так же оставшиеся элементы старинной канализации с выводом стоков в проходящую через город речку Fyrisan. 

            Обязательными пунктами осмотра были Упсалинский собор а так же королевский замок, отстроенный узурпатором Густовом, родоначальником династии Васа. Собор очень интересен, т.к. в нём находится разнообразно оформленные усыпальницы многих королей Швеции. Замок - сравнительно новое сооружение, по-крайней мере на момент своего возведения он был самым совершенным оборонительным сооружением начанающейся огнестрельной эпохи. Примечательно то, что одна из батарей северного редута обращена аккурат на собор, а в статье посвященной истории замка, весящей в тематическом музее сказано что это сделано намеренно, с целью показать духовенству его место.

            На этом осмотри ограничился, впереди нам предстоял долгий путь до следующего кемпинга, находящегося в городке Enkoping.

            Оседлав велосипеды мы на столько бодро двинулись, что не успели опомниться, как выехали из города, забыв заехать в магазин и купить продуктов на обед и ужин. К сожалению, по-планам нам не должно было встретиться ни одного места где мы могли бы это сделать еще, а в конечную точку мы должны были приехать во то время, когда магазины уже не работают. Надо сказать что в Швеции расписание работы магазинов непривычно для россиянина, и если вы не успели купить что-то днем, всё на что вы можете расчитывать вечером и ночью в небольших городках - это 24часовые магазины при заправках, где толковой еды не купишь.

Наш путь пролегал по живописной и ровной грунтовке, плавно рассекающей лес. Как мы узнали у местных, эта дорога была проложена по старой насыпи железнодорожного пути. Еще в Упсале мы сьехали с национального веломаршрута Sverigeleden на второстепеннный, туристический Malareleden, причем не без проблем. В процессе поиска пути было выявлено капитальное несоответствие автомобильной карты GPS, карты с сайта bikemap.net и бесплатной местной карты взятой на бензоколонке, разрешить которе помогло лишь наложение карт одна на другую.

Проезжая по окрестностям Упсалы мы неоднократно встречали на пути средневековые церкви и реконструкции старинных деревянных построек. Дальнейший путь прошел без проишествий, еслит не считать 3его прокола в колесе.

По-обедали в пицерии, обнаруженной в одной из деревенек по-пути. Вообще по Швеции, имея достаточный запас денег можно путешествовать на шоссейном велосипеде, и без вещей и рюкзаков вообще, перекусывать в забегаловках а останавливаться в кемпингах или хостелах, однако это не наш случай. До Enkoping доехали уже ночью, пришлось ужинать в макдональдсе, и в свете луны добираться до отмеченного на карте кемпинга. Очень удобно оказалось класть ветровку в передний карман Delta, поверх тяжелых вещей. Как только повеяло ночной прохладой она оказалась под рукой в буквальном смысле, достал ей из кармана и надел не слезая с велосипеда.

Слава богу, на этот раз Thecampingmap.com не обманул, идеально ровная асфальтовая велодорожка привела нас из городка в кемпинг, находящийся прямо на берегу озера Меларен. Ресепшен уже не работал, и мы, отыскав зону для устеновки палаток (в швеции кемпинги в первую очередь расчитаны на дома-прицепы на колёсах) поставились и завалились спать. Что не удивительно, мы опять прошли почти 100км и порядком устали.

 

День 4 (среда)

            На утро мы посетили риспешен кемпинга, оплатили начёвку и получили электронные карты дающие доступ к благам цивилизации (этого кемпинга). Воспользовавшись картой вся приняли душь, а в магазинчике при кемпинге купили себе снеди из которой соорудили завтрак.

Выяснилось, что у одного из участников вчера сломалась одна из ножек багажника, аллюминиевая. Отсюда мораль - покупайте железные вело-багажники для туризма, они может быть и тяжелее, но зато гораздо надежнее. Наскоро перемотали поломку веревкой, однако определеннный люфт остался, есть риск что от этого сломается вторая ножка. Решили купить новый багажник в Enkoping.

Приятно удивили вело-шорты, я предполагал что их придется стирать каждые 2 дня, однако "памперс" не пах дурно, не смотря на то что я ехал в нём 2 дня и 200км.

            В городе мы не смогли найти замены для багажника, все багажники в местном веломагазине расчитаны на городские велосипеды, коих в швеции великое множество и не подходят для туристического с дисковым тормозом. Распределив тяжелые вещи между собой мы облегчаем сломанный багажник и отправляемся в дальнейший путь вокруго озера Меларен.

            Начанаю чувствовать , что руль-бабочка это отличное приобретение - вариантов хвата такое количество - что руки и плечи не затекают и не устают.

            Двигаясь по дорожке пересекающей поля неожиданно замечаем, как по гребню зеленых волн леса плывет самый настоящий облачный дракар под полными парусами. Что ни говори а дух героев былых времен викингов еще живет в этих землях.

 

            До города Vasteras опять доехали только под вечер, багажник выдержал. Встали в кемпинге, поужинали заранее купленным, решили смотреть город с утра. За плечами порядка 90км, засыпали под гудение ног.

 

День 5 (четверг)

            С утра произошел форс-мажор, от нагрузки предыдущих дней у одного из участников случилось несварение желудка.  В итоге до полудня приводили его в чувство, и всё равно человек чувствует себя разбитым. В веломагазинах Vasteras-а найти сменный багажник опять не удается. Мы встаем перед необходимостью полностью разгрузить уже 2х человек, для продолжения путешествия, а это невозможно.

            Посовещавшись принимаем тяжелое решение - прекратить путешествие и вернуться в Стокгольм. Собираем вещи и отправляемся на Central Station (так называется главный вокзал в любом шведском городе). Билетные кассы в швеции, если это конечно не столица, работают всего час или два в день, в остальное время работают автоматы для покупки билетов. Так вот, эти автоматы принимают либо шведские дорожные карточки, либо карты VISA/Mastercard. Так что для любого путешествующего по скандинавии не лишним является иметь с собой банковскую карту с резервной суммой денег. Более того, в отличии от других стран в шведских поездах нельзя провозить велосипеды, вообще.

            Но мы были готовы к таким поворотам событий, 4 взрослых билета были купленны нами через дебетовую карту VISA, а для велосипедов у нас были предусмотрительно взяты специальные чехлы.

Еще в прошлую поездку по швеции я брал упаковку-чехол ВЕЛО лайт от Снаряжения и потом благодарил всех богов за свою предусмотрительность. ВЕЛО лайт весит сравнительно немного и достаточно компактно пакуется, а велосипед, упакованный в неё выглядит как простая ручная кладь, тем более, что для того чтобы упаковать его надо всего-то снять переднее колесо. С рюкзаком MEGA DRIVE получается шикарный комплект - велосипед на одном плече, рюказк - на другом, передние сумки-карманы Delta надежно пристегиваются к основному рюкзаку.

Разделившись по-двое, чтобы с багажом уместиться в тамбурах скорого поезда мы погрузились и были в Стокгольме уже через 2 часа. Остаток дня мы потратили на поиск подходящего и не дорогого хостела, искали через бесплатные туристические терминалы доступа в интернет расположенные на самом верхнем этаже Стокгольмского центрального вокзала. Подходящий хостел нашелся на острове Reimersholme и назывался так же. Хостел удивительный по своей комфортабельности и цене даже для европы (1000р на человека). Ночуем в нём, в цену входит утренний шведский стол, что радует несказанно.

 

День 6 (пятница)

            В этот день, наевшись на шведском-столе сразу за завтрак и за обед отправляемся в офис Viking Line, ближайшие билеты до Хельсинки, приемлимой цены есть только в воскресенье. Хорошо что как обычно не бронировали обратные билеты заранее. Маявшийся желудком человек чувствует себя по-лучше, оставив вещи в номере, едем осматривать Скансен (этнографический парк под открытым небом) парк обширен, особенно радует природоведческий музей, приземестое деревянное здание с просмоленными стенами и традиционной скандинавской резьбой.

В итоге катаемся по парку и городу весь день, вечером возвращаемся в хостел.

 

День 7 (суббота)

Второй день в стокгольме мы посвятили осмотру города, рассказывать особо нечего, просто беспорядочно колесили по улочкам на велосипедах и смотрели во все глаза. Разве что найденный на одном из причалов настоящий пиратский баркас порадовал нас.

Вечером посетили Стокгольмский паб, где собирается молодежь, познакомились с двумя шведами, поговорили обовсём, выяснилось что у них за последние 15 лет убили двух министров, причем один из них - примьер. В общем отлично провели время.

 

День 8 (воскресенье)

В воскресенье с утра собрали вещи и отправились грузиться на паром. Как и в прошлый раз погрузились впереди машин,  с нами было еще несколько велотуристов, как оказалось фины, возвращающиеся на родину. Паром отчалил, и мы, бросив вещи в каюте отправились на верхную палубу прощаться со Стокгольмом.

 


День 9 (понедельник)

            С утра выгрузившись из парома мы четко осознавали, что день будет тяжелым, надо будет искать автобус назад, но туристов в Хельсинки в будние дни возят не часто, да и к тому же как правило багажные камеры у уезжающих автобусов бывают плотно набиты и отнюдь не всегда в них можно влезть, тем более с 4мя велосипедами и 4мя рюкзаками, с самого утра мы отправились на площад, где паркуются водители автобусов и стали ждать. Нам сильно повезло, и нужный автобус всё таки нашелся (конечно всегда остаётся вариант рейсового автобуса, но он стоит более чем в 2 раза дороже). Дальше был уже знакомый путь до Петербурга ночной велозаезд от остановки автобуса до дома.

***

После всех приключений я ехал по ночному Петербургу домой и, вспоминая прошедшее путешествие, думал то же самое что и всегда, возвращаясь из путешествий: как же мне повезло родиться и жить в таком большом и красивом городе как Санкт-Петербург.

 

Антон Смирнов

 

 

Загрузка